Психолог Юлия Гусева



 учится

Почти в каждой школе есть специальные подготовительные курсы для дошкольников. Естественно, многих детей родители отводят на эти курсы. Начинают работу курсы обычно в октябре и учеба  продолжается примерно до конца апреля. Обычно основная цель таких курсов – это адаптация к процессу школьного обучения. Есть ли смысл в таких курсах? Давайте попробуем разобраться.

Сначала стоит понять, почему курсы в определенный момент стали популярны. Большинство современных взрослых ни на какие курсы подготовки к школе не ходили и тем не менее, вполне успешно обучались как в первом классе, так и далее. Дело в том, что в конце 90-х гг. прошлого столетия в школах стали организовывать курсы подготовки к школе и выпускники этих курсов имели приоритет при поступлении в данную  школу. Получалось, что родителей, которые хотели отдать ребенка в определенную школу, просто вынуждали записывать ребенка на курсы. Сейчас ситуация изменилась и правом приоритетного поступления в школу обладают дети, закрепленные на территории, относящейся к школе. Формально ходить на курсы не нужно.

Зачем родители водят ребенка на подготовку к школе? Опросив родителей, мы выяснили, что основные причины, которые называют родители,  это: адаптация к новому месту;  знакомство с учителем;  привыкание к классно-урочной системе; получение знаний.

Если рассматривать курсы с той точки зрения, что дети привыкают к новому месту, учатся сидеть за партой, знакомятся с педагогами, то ходить в новое место адаптироваться на протяжении семи месяцев два, а  то и три раза в неделю – это излишне. В таком случае было бы достаточно посетить школу пару раз до начала учебного года: пройтись по коридорам, заглянуть в классы, посидеть за партой, узнать, где находится раздевалка, столовая, библиотека, актовый зал, туалеты. В общем, немного заранее совершить ту самую экскурсию, которую совершают первоклассники 1 сентября.

Нужно ли ходить на подготовку, чтобы познакомиться с учителем? Вот в этом есть определенный смысл. Но только в том случае, если подготовительные курсы ведет педагог, который и будет первым учителем ребенком. В том случае, если занятия ведет другой учитель, знакомство с ним не будет иметь смысла. Разные педагоги – это совершенно разный стиль общения, разные требования и разный подход.

Может быть, есть смысл заранее начинать привыкать к школьной классно-урочной системе? «Подготовишки» – это дошкольники, которым на момент начала обучения в подготовительном классе шесть, а то и пять лет. Типичные подготовительные курсы напоминают традиционную начальную школу. А именно, занятия проводятся в группах  по 15-20 человек, каждое занятие длится минимум 30 минут, а иногда и 45 минут, при этом, в один день дети посещают два-три урока. Занятия проводятся в вечернее время, обычно не ранее 17 часов, а чаще и в 18… То есть, на занятиях присутствуют дети, которые целый рабочий день провели в детском саду. Эта достаточно мощная нагрузка на дошкольника, не соответствующая возрастным нормам. Естественно, некоторые дети справляются с такой нагрузкой, некоторые нет (начинают вставать с места и ходить по классу, играют в игрушки, просто не занимаются, лежат на парте).

Нужны ли эти занятия для детей, которые в целом справляются? Эти дети, судя по всему, в организационном плане вполне готовы к школьному обучению и через год будут точно так же спокойно сидеть на уроках, слушая объяснения учителя. Зачем этим детям учиться сидеть за партой, если для них это не проблема? А то же другие дети? Те, которые на данный момент в силу возрастных, физиологических и психологических особенностей не могут выдержать предложенную нагрузку. Поможет ли им то, что они три раза в неделю будут приходить в школу и сидеть на уроках? К сожалению, не поможет. Возможно, кто-то из этих детей еще слишком мал по возрасту (скажем, ребенку 5,5 лет и родители планируют отдать его в школу в 6,5 лет) и тогда ребенку просто нужно подрасти и прийти в школу в семь лет. Возможно, кто-то имеет поведенческие нарушения или неврологический диагноз. В этом случае логичнее обратиться к специалистам (неврологу, психологу), которые помогут выяснить причины проблем и предложат варианты решения.

Много ли дает подготовка к школе в плане получения знаний? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Есть школы, где на занятиях дети заняты монотонной деятельностью: много штрихуют, учатся писать буквы и цифры и пишут их целыми строчками, считают пример за примерами и читают слово за словом. Такие занятия вряд ли являются чем-то настолько значимым. что стоит их посещать несколько раз в неделю. Особенно, если еще каждый раз ребенок получает несколько листков домашних заданий. Но есть и другие школы, где на занятиях дети учатся думать, занимаются в игровой форме, что-то конструируют, считают. Такие занятия, конечно, и для ребенка интересны, и полезны.

(c) Юлия Гусева, психолог.